Михайловская Кристина Алексеевна

Персональный сайт учителя начальных классов

← Учителям

Современный урок

Структура урока открытия нового знания

Согласно образовательному стандарту, современный урок, вне типологии, состоит из 10 этапов:

  1. Этап мотивации
  2. Этап актуализации знаний
  3. Этап целеполагания
  4. Этап решения поставленной проблемы
  5. Этап коррекции
  6. Этап закрепления
  7. Этап систематизации знаний
  8. Этап объяснения домашнего задания
  9. Этап подведения итогов
  10. Этап рефлексии


Приёмы на основные этапы урока

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:

·        «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;

·        «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;

·        «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

Приемы для этапа мотивации:

·        Психологический тренинг.

·        Графический диктант.

·        "Да-нет".

·        Рифмованное начало урока.

·        Эпиграф к уроку.

·        Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.

·        Начало урока с элементами театрализации.

·        Прием "Фантастическая добавка".

·        Прием "Оратор".

·        Отсроченная догадка.

·        Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).

·        Интеллектуальная разминка.

·        Прием "Светофор".

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:

·        вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;

·        активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.

·        при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

Приемы для этапа актуализации:

·        Видеосюжет.

·        Прием "Лови ошибку".

·        Анализ выполнения домашнего задания.

·        Лото.

·        Проблемный вопрос или проблемная ситуация.

·        Ролевой сюжет.

·        Отсроченная догадка.

·        Смена ролей.

·        Театрализация.

·        Ряд ассоциаций.

·        Интеллектуальная разминка.

·        Мозговой штурм.

·        Прием "Почини цепочку".

·        Слепой текст.

·        "ИДЕАЛ".

·        Инсерт.

3. Этап выявления места и причины затруднений

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа на данном этапе строится следующим образом:

·        Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.

·        В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.

·        Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.

Приемы:

·        Таблица ЗХУ.

·        Мозговой штурм.

·        Подводящий диалог.

·        Прием "Яркое пятно".

·        Группировка.

·        Домысливание.

·        Кластер.

·        Составление алгоритма.

·        Прием "Птичий базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Работа строится так:

·        Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.

·        На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).

·        Выбирается способ, который позволит получить новое знание:

o   Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)

o   Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.

·        Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.

Приемы:

·        Деловые игры.

·        Дерево целей.

·        Пресс-конференция.

·        Эксперимент.

·        Проблемный ряд.

·        Подводящий диалог.

Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Добавить комментарий

Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.

Учи.ру
uchi.ru/teachers/lk/main

Волгоград 2008-2025

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ