Современный урок
Структура урока открытия
нового знания
Согласно образовательному стандарту, современный урок, вне типологии, состоит из 10 этапов:
- Этап мотивации
- Этап актуализации знаний
- Этап целеполагания
- Этап решения поставленной проблемы
- Этап коррекции
- Этап закрепления
- Этап систематизации знаний
- Этап объяснения домашнего задания
- Этап подведения итогов
- Этап рефлексии
Приёмы на основные этапы урока
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:
· «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;
· «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
· «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.
Приемы для этапа мотивации:
· Психологический тренинг.
· Графический диктант.
· "Да-нет".
· Рифмованное начало урока.
· Эпиграф к уроку.
· Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
· Начало урока с элементами театрализации.
· Прием "Фантастическая добавка".
· Прием "Оратор".
· Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).
· Интеллектуальная разминка.
· Прием "Светофор".
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.
Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:
· вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
· активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.
· при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.
Приемы для этапа актуализации:
· Видеосюжет.
· Анализ выполнения домашнего задания.
· Лото.
· Проблемный вопрос или проблемная ситуация.
· Ролевой сюжет.
· Отсроченная догадка.
· Смена ролей.
· Театрализация.
· Ряд ассоциаций.
· Интеллектуальная разминка.
· Прием "Почини цепочку".
· Слепой текст.
· "ИДЕАЛ".
· Инсерт.
3. Этап выявления места и причины затруднений
Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.
Работа на данном этапе строится следующим образом:
· Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.
· В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.
· Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.
Приемы:
· Таблица ЗХУ.
· Мозговой штурм.
· Подводящий диалог.
· Прием "Яркое пятно".
· Группировка.
· Домысливание.
· Кластер.
· Прием "Птичий базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).
4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации
Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
Работа строится так:
· Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
· На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).
· Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
o Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)
o Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.
· Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.
Приемы:
· Деловые игры.
· Дерево целей.
· Пресс-конференция.
· Эксперимент.
· Проблемный ряд.
· Подводящий диалог.
Комментарии
Комментариев нет, оставить комментарий.